РЫЖАЯ БЕДА Изготовители свечей зажигания гарантируют их бесперебойную
работу до 20-30 тыс. км пробега. Более совершенные, с биметаллическими
электродами, живут 40-60 тыс. км. Еще долговечнее изделия с тонким центральным
электродом из платины или двумя усиленными платиной электродами. Эти работают
до 80-90 тыс. км! Тогда почему столько жалоб на преждевременные отказы свечей?
И не только дешевеньких наших, которые и заменить-то в отечественных агрегатах
пара пустяков, а дорогих иномарочных, для замены которых на иной машине
приходится разобрать чуть ли не полмотора.
ПРИСАДКИ-ДИВЕРСАНТЫ
Для увеличения октанового числа бензина в него добавляют
антидетонаторы. Самый эффективный - тетраэтилсви-нец (ГЭС). Всего два стакана
этиловой жидкости - и из тонны бензина АИ-80 получается тонна АИ-95. Но как ни
заманчива такая рационализация, соединения свинца исключительно ядовиты (не зря
этилированный бензин окрашен) - производство отравы свернуто. Кроме вреда
нашему здоровью, свинец смертелен для каталитических нейтрализаторов современных
автомобилей.
Освободившуюся нишу заполнили экологически более чистые
добавки: метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), железосодержащие присадки на основе
химического соединения, называемого ферроценом. Последние очень любимы
недобросовестными (а подчас и незаконными) производителями бензинов.
Эффективность присадок весьма высока (до 60% от ТЭС), они недороги, легко
растворяются в бензине. И все бы хорошо, но передозировка «железа» вызывает
красный налет на изоляторах электродов.
В погоне за барышом топливные махинаторы щедро «улучшают»
низкооктановый бензин. У автомобилистов, напоровшихся на такое зелье,
начинаются проблемы. Сначала изолятор центрального электрода приобретает яркий
кирпичный цвет. Позже он темнеет до бурого с черными включениями. С этого момента
вполне исправный двигатель начинает хандрить: снижаются разгонная динамика и
максимальная скорость машины, повышается расход топлива, так как свечи
перестают регулярно воспламенять горючую смесь. В общем, тут есть что
проверить.
ПРОВЕРИМ «НА СЕБЕ»!
Для теста взяли отечественные свечи А17ДВРМ (производства
энгельсского и уфимского заводов) и несколько импортных - от самых именитых
производителей. Исправность каждой проверили в лаборатории (в соответствии с
ОСТ 37.003.081-98). Все изделия легко уложились в нормы: чутко реагировали на
импульсы тока, выдавая устойчивый разряд, а пробоев по изолятору центрального
электрода не было и в помине. Тепловым характеристикам свечей (калильному
числу) поверили, положившись на слово производителей.
Теперь к двигателю. Перед нами мотор ВАЗ-2106. Состояние -
бодрячок. Недавно прошел обкатку и вполне готов к работе на динамометрическом
стенде кафедры «Автомобильные и тракторные двигатели» МГТУ «МАМИ».
Добавив к бензину АИ-80 тройную дозу «железной» присадки,
«довели» его до «92-го» (замесить «левый» бензин можно в любой бочке - была бы
присадка). На первый взгляд получилось отлично! Двигатель даже при полных
нагрузках не проявил и малейшей склонности к детонации. Но далеко ли можно
уехать на таком бензине?
Режим «езды» - в «горку», на максимуме крутящего момента
(3000 об/мин, дроссель полностью открыт). Свечи А17ДВРМ поначалу работали без
сбоев. Но через десять часов крутящий момент двигателя с 12 кгс-м сполз до 7-8.
Избыток присадки вызвал бурый налет на изоляторе центрального электрода - это
отложения окиси железа которые провоцируют утечку искры по «ржавому», ставшему
токопроводным изолятору (картинка 1)
Избыток «железного» антидетонатора уравнял и дешевые, и
дорогие свечи. По черным полоскам на рыжем изоляторе искра стекает на «массу»,
минуя искровой промежуток: а - свечи А17ДВРМ и RN9YС (СНАМРION); б - свечи WR 7
DP PLATINUM (ВОSСН), платиновый электрод так же бессилен, как и стандартный; в
- боковые электроды WR 78 SUPER 4 (ВOSСН) не затеняют искру от камеры сгорания,
но между электродами ее нет.
Может, импортные свечи устойчивей российских?
Пробуем одну, обычную. Продержалась восемь часов. Вторая,
«платиновая» - чуть меньше десяти. А вот и дорогой «паук» - четырехэлектродный.
Первые признаки недомогания появились через шесть часов, а к восьмому сбои в
работе двигателя.
Очевидно, дело не в «фирменности» свечей. Передозировка
«железного» антидетонатора одинаково убийственна и для дешевой, и для дорогой
свечи!
ЧЕРНАЯ КОШКА В ТЕМНОЙ КОМНАТЕ
Попытались проследить утечки искры в барокамере. Результат
озадачил: все свечи, остыв, показали соответствие требованиям ОСТа и, что еще
интереснее, отсутствие пробоев по рыжему! изолятору! Странно!
Снова ввертываем их в двигатель и выводим его на номинальную
мощность (5400 об/мин). Сбои возобновились, только на этот раз время приемлемой
работы сократилось в среднем : до четырех часов. Теперь свечи осматривали
горячими - и каверза нашлась. На рыжих изоляторах появились черные полоски.
Ларчик открылся просто: чем выше температура в цилиндрах (читай, нагрузка на
двигатель), тем быстрее «ржавая» окись восстанавливалась в чистое железо, то
есть в отличный проводник. Быстро перебрасываем отказавшие свечи из двигателя в
барокамеру. Уже при небольших избыточных давлениях (4-6 кгс/см2) искровой
разряд, минуя электроды, скользил к корпусу свечи по черной полоске на
изоляторе. Однако через 5-10 минут «отдыха» при выключенном двигателе
дорожка-проводник окислялась, исчезала и работоспособность свечи
восстанавливалась. Словно «плавающий» дефект (картинка 2)
КАКИЕ ВЫВОДЫ?
Так как самостоятельно определить, сколько присадок вбухали
в бензин, вы не в силах, остается выбирать «правильные» заправки и возить
запасные свечи. И, наконец, самое любопытное.
Если автомобиль может работать без детонации на «92-м»
бензине, остерегаитесь лить в него «95-й». В нем «железных» присадок может
оказаться вдвое больше. А уж для отечественной техники это справедливо вдвойне.
Угробить ее «92-м» бензином куда сложнее, чем «95-м». Так-то.
http://www.driveforce.ru/publ/12-1-0-46
|